В помощь молодому педагогу
- Падрабязнасці
-
Бацькоўская катэгорыя: ROOT
-
Катэгорыя: Методическая работа
-
Апублікавана 25 Сакавік 2025
-
Праглядаў: 132
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
учреждения образования «Барановичский государственный колледж технологии и дизайна»
Цели работы:
развитие профессиональных компетенций молодого педагога с учетом личностных особенностей, уровня адаптации в учреждении образования, запросов и потребностей начинающих педагогов; содействие закрепляемости молодых специалистов в колледже
Задачи:
- создание условий для самореализации молодого специалиста и формирования стремления к саморазвитию;
- повышение интереса начинающего преподавателя и мастера п/о к профессиональной деятельности, выход педагога на новый уровень профессионализма;
- развитие у молодых педагогов опыта субъект-субъектного взаимодействия и самодиагностики через активные формы организации работы;
- удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении профессиональных затруднений;
- помощь молодым педагогам во внедрении современных информационных и педагогических технологий в образовательный процесс.
Школа молодого педагога первого года обучения
№ | Содержание обучения | Методы обучения | Ожидаемые результаты | Ответственный; сроки |
1 |
Организация и планирование работы на 2024/2025 учебный год. Собеседование с молодыми специалистами. Закрепление наставников за молодыми специалистами. Индивидуальные консультации по теме «Учебный план – учебная программа –– календарно-тематический план» |
Консультация, собеседование, изучение нормативных документов, диагностика профессиональной подготовленности начинающего педагога к педагогической деятельности | Молодые специалисты знают теоретические требования к планированию и содержание учебных программ, умеют отбирать учебный материал, составить учебную программу и календарно-тематический план |
Герасимович Н.В., Швед Л.М. Боркун Е.Ф., (последняя неделя августа - первая неделя сентября) |
2 |
Занятие 1. Требования к оформлению и ведению учебно-отчетной документации.
Первые шаги молодого специалиста. Культура педагога.
Портфолио педагога. Работа по самообразованию |
Консультация, изучение инструкций, нормативных документов, методической литературы, практические занятия | Умеют грамотно вести документацию. Знают требования к деловой одежде. Знают психологические особенности коллектива обучающихся, различные стили взаимодействия с обучающимися |
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф., Швед Л.М. Боркун Е.Ф., Каширина Н.С., Гулер А.И., Ахремко А.И. (вторая неделя сентября)
|
3 |
Занятие 2. Триединая цель занятия и его конечный результат. Психолого-педагогические условия для реализации поставленных задач на уроке. Организация работы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания. Организация посещения занятий молодого специалиста наставником, членами администрации, председателями ЦК. Организация посещения молодыми специалистами занятий наставников, открытых занятий |
Консультации, посещение и анализ занятий |
Ставят цели занятия, планируют этапы занятия, соблюдают баланс времени, осуществляют отбор материала. Умеют организовать работу с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.
|
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф. Швед Л.М. Каширина Н.С., Ахремко А.И., социальный педагог, наставники (первая неделя ноября, в течение года) |
4 |
Занятие 3. Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Лекция, изучение методической литературы, практические занятия | Умеют правильно организовать деятельность обучающихся на занятии, используют эффективные формы организации, умеют поддерживать внимание обучающихся |
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф. Швед Л.М. наставники (первая неделя декабря) |
5 |
Занятие 4. Основные направления и формы работы с группой. Преподаватель, мастер п/о и проблемы дисциплины. Организация работы с родителями. Предупреждение потери контингента обучающихся.
Практическая работа. Моделирование воспитательной системы в группе |
Обмен опытом, консультации, изучение методической литературы | Знают различные подходы к интерпретации феномена дисциплины, приемы поддержания дисциплины на уроке; владеют приемами удержания внимания, создания на занятии рабочей атмосферы; знают, как правильно организовать деятельность обучающихся на занятии |
Гладун Т.В., Гулер А.И., Быстрова Н.Ф., социальный педагог (первая неделя января) |
6 |
Занятие 5. Организация деятельности обучающихся в мастерской, на предприятии. Налаживание взаимоотношений с представителями организаций и предприятий с целью подготовки востребованного специалиста |
Индивидуальные консультации | Умеют организовать занятие производственного обучения в мастерской, на предприятии |
Быстрова Н.Ф., Боркун Е.Ф., Каширина Н.С., Гладун Т.В., наставники (первая неделя февраля) |
7 |
Занятие 6. Организация внеурочной деятельности.
Практикум. Моделирование предметной недели |
Обмен опытом, консультации, изучение методической литературы | Умеют формировать познавательный интерес у обучающихся к различным видам внеурочной деятельности, выявлять учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности, привлекать их к участию в конкурсах, олимпиадах |
Быстрова Н.Ф., Швед Л.М. Боркун Е.Ф., Гулер А.И., наставники, председатели ЦК (первая неделя апреля) |
8 |
Первый год работы: находки, проблемы, перспективы. Панорама открытых занятий молодых педагогов. Самоанализ педагогической деятельности. Анкетирование молодых специалистов с целью выявления затруднений в работе |
Практическая работа, самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки, анкетирование, беседа | Умеют провести открытое занятие, анализировать деятельность и полученные результаты, сравнивать, планировать шаги по улучшению результатов работы |
Герасимович Н.В., Швед Л.М., Быстрова Н.Ф., Каширина Н.С., Гладун Т.В., Гулер А.И. наставники, председатели ЦК (четвертая неделя мая) |
Школа молодого педагога второго года обучения
№ | Содержание обучения | Методы обучения | Ожидаемые результаты | Ответственный; сроки |
1 |
Организация и планирование работы на учебный год. Закрепление наставников за молодыми специалистами. Индивидуальные консультации по теме |
Собеседование, консультации, изучение нормативных документов | Знают план работы на учебный год |
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф., Боркун Е.Ф., Гладун Т.В., Каширина Н.С. (последняя неделя августа) |
2 |
Учебный план – учебная программа – календарно-тематический план, ведение документации. Связь теоретического и производственного обучения с организацией производственной практики |
Собеседование, изучение инструкций, нормативных документов, консультация |
Знают практические требования и содержание учебных программ, умеют отбирать учебный материал. Умеют организовать теоретическое и производственное обучение в тесной связи с производственной практикой |
Герасимович Н.В., Боркун Е.Ф., Гладун Т.В., Каширина Н.С. (последняя неделя августа) |
3 |
Занятие 1. Задачи, приоритетные направления и содержание воспитательной работы |
Обмен опытом, консультации, изучение методической литературы | Умеют формировать познавательный интерес у обучающихся, выявлять учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности, привлекать их к участию в конкурсах, олимпиадах, занятиям в объединениям по интересам |
Керекеша А.И., Кремень А.А., Власова Л.П., Ахремко А.И., социальный педагог (первая неделя октября) |
4 |
Занятие 2. Информационные технологии в преподавании. Организация посещения занятий молодого специалиста наставником, членами администрации, председателями ЦК. Организация посещения молодыми специалистами уроков наставников, открытых уроков |
Семинар-практикум, консультация | Знают этапы работы по теме, умеют грамотно применить информационные технологии |
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф., Каширина Н.С., Гладун Т.В., Бегер Т.М. (первая неделя ноября) |
5 | Выпуск методического бюллетеня «Типы и виды занятий» | Консультация, изучение методической литературы, представление своих наработок для выпуска бюллетеня | Знают типы и виды учебных занятий, умеют планировать этапы занятия, осуществлять отбор учебного материала в зависимости от типа и вида занятия |
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф. (первая неделя декабря) |
6 |
Занятие 3. Дискуссия. Трудные ситуации на уроке и вне занятия, ваш выбор. Морально-психологический климат в группе.
Взаимодействие с родителями |
Обмен опытом, консультации, изучение методической литературы | Знают различные подходы к интерпретации феномена дисциплины, приемы поддержания дисциплины на уроке; владеют приемами удержания внимания, создания на уроке рабочей атмосферы; знают, как правильно организовать деятельность обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности |
Боркун Е.Ф., Каширина Н.Ф., Ахремко А.И., Гулер А.И. (первая неделя января) |
7 |
Занятие 4. Самоанализ занятия. Работа над темой по самообразованию – путь развития профессионализма |
Самообразование, практическое занятие | Умеют делать самоанализ занятия, видят сильные и слабые стороны занятия, умеют корректировать и улучшать урок |
Герасимович Н.В., Каширина Н.С., Ярошевич Т.Г., Боркун Е.Ф. (первая неделя февраля) |
8 |
Занятие 5. Организация деятельности обучающихся в мастерской, на предприятии. Становление выпускника специалиста |
Круглый стол (из опыта работы) | Умеют организовать занятие производственного обучения в мастерской, на предприятии |
Герасимович Н.В., Каширина Н.С., Гладун Т.В., наставники (первая неделя февраля) |
9 |
Фестиваль педмастерства молодых специалистов: содружество наставника и стажера
|
Практические занятия | Умеют провести открытое занятие |
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф., наставники (март) |
10 |
Занятие 6. Современные педагогические технологии |
Изучение методической литературы, семинар | Знают определение «педагогическая технология», знают современную классификацию технологий, выбирают необходимую технологию |
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф., наставники (первая неделя октября, в течение года) |
11 |
Самоанализ педагогической деятельности.
Выявление затруднений в работе молодого специалиста. Анкетирование |
Практическая работа, самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки, анкетирование, беседа | Умеют анализировать деятельность и полученные результаты, сравнивать, планировать шаги по улучшению результатов работы |
Герасимович Н.В., Быстрова Н.Ф. Гладун Т.В., наставники, Керекеша А.И. (четвертая неделя мая) |
Положение о наставничестве
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) разработано в целях организации и проведения профессионального обучения в колледже молодых педагогов.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;
наставник – высококвалифицированный сотрудник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогами по их адаптации к трудовой деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;
молодой педагог – лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
3. Цели и задачи:
оказание помощи молодому педагогу в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
создание условий для становления квалифицированного и технически грамотного работника;
вовлечение молодого педагога в трудовой процесс и общественную жизнь организации с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в учреждении;
адаптация молодого педагога в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в организации;
формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;
повышение качества подготовки и квалификации молодых педагогов, постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;
создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.
ГЛАВА 3
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
4. Наставничество устанавливается для следующих категорий молодых педагогов: молодых специалистов – выпускников учреждений образования, впервые принятых на работу; педагогов, имеющих стаж работы, но пришедших на работу в учреждение образования без опыта педагогической деятельности; педагогов, вступающих в новую должность;
5. Наставничество вводится на срок до 2 лет.
6. Наставничество организуется на основании приказа директора колледжа. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого педагога, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.
7. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по основной деятельности.
готовит список наставников и проект приказа для его утверждения;
организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых педагогических работников, оказывает им методическую и практическую помощь в организации работы;
проводит инструктаж наставников и молодых педагогических работников;
совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями системы образования;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в учреждении образования (городе, области);
вносит предложения о поощрении наставников;
организует аттестацию прошедших обучение молодых педагогов.
9. Ответственность за наставничество в учреждении образования несет руководитель учреждения образования.
10. Руководитель учреждения образования:
рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества;
создает необходимые условия для совместной работы молодого педагогического работника с закрепленным за ним наставником;
осуществляет контроль над ходом обучения;
совместно с другими лицами может участвовать в аттестации молодого педагогического работника.
11. Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым педагогическим работником разрабатывает Индивидуальный план наставничества.
12. В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с индивидуальным планом наставничества.
13. По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые результаты и представляет ее заместителю директора по учебной или учебно-производственной работе.
ГЛАВА 4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА
14. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный специалист, который:
знает специфику деятельности учреждения и ее традиции;
владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого педагога;
имеет продолжительный стаж работы по специальности в колледже, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию.
15. Наставник имеет право:
осуществлять обучение молодого педагога в оговоренные сроки;
требовать от молодого педагога выполнения указаний по вопросам, связанным с его трудовой деятельностью;
ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагога, вносить предложения в профсоюзные органы, соответствующим руководителям о поощрении молодого педагога, увеличении размера заработной платы, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагога;
ходатайствовать перед аттестационной комиссией о присвоении молодому педагогу квалификационной категории.
16. Наставник обязан:
разработать совместно с молодым педагогом Индивидуальный план наставничества;
ознакомить молодого педагога с целями и задачами деятельности колледжа, социально-бытовыми условиями, основами корпоративной культуры;
ознакомить с требованиями по обучаемой специальности, охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка;
проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого педагога, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
способствовать рациональной организации труда молодого педагога, эффективному использованию новой техники и оборудования, экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов;
личным примером развивать положительные качества молодого педагога, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагога, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагога.
17. Ответственность наставника:
наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого педагога и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в колледже.
18. Показателем оценки эффективности работы наставника является полное освоение специальности молодым педагогом за период обучения.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
19. Молодой педагог имеет право:
обращаться за помощью к своему наставнику;
вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением;
участвовать в обсуждении результатов наставничества;
выходить с ходатайством к руководителю структурного подразделения о смене наставника.
20. Молодой педагог обязан:
знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности колледжа, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками;
исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией.
ГЛАВА 6
СИСТЕМА МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАСТАВНИКОВ
21. В целях материального поощрения наставника с момента выхода приказа о его назначении устанавливается доплата в размере, определяемым руководителем организации по согласованию с профкомом.
22. Размер доплаты может понижаться приказом руководителя организации по согласованию с профсоюзным комитетом на основании ходатайства руководителя структурного подразделения в связи с недобросовестным отношением наставника к выполнению обязанностей по обучению и воспитанию закрепленного за ним молодого педагога.